понедельник, 02 ноября 2009
Нелегко быть создателем
самого популярного в мире сериала.
Ты можешь получить все существующие профессиональные награды, премии и почётные звания, но единодушной благодарности от зрителей ты не дождёшься никогда.
Зрители, и хуже того -
тру_фанаты всегда найдут повод забросать тебя камнями.
Покажешь совместное житьё Хауса и Уилсона - обвинят в том, что пляшешь под дудку фанатов;
покажешь совместное житьё Формана и 13-й - обвинят в том, что не пляшешь под дудку фанатов.
Ведь одни фанаты уже сочинили сентиментальный роман про однополую семью Х+У (сюжет ты, конечно, подло украл из ихнего блога), а другие писали тебе в Твиттер стомильёнов раз, что Оливия Уайлд бездарь и бледная немочь, а ты всё равно не слушаешься.
Снимешь смешную и легкомысленную сцену - обвинят в петросянстве;
снимешь две серии подряд о страданиях и метаниях - обвинят в занудстве. Вообще раскрывать внутренний мир героев - опаснее всего, ведь большинство зрителей видит только то, что на поверхности, и проникновение в души персонажей может их шокировать: там, оказывается, есть нечто такое, о чём они и не подозревали.
Вот, например, лучшая (пока) в 6-м сезоне история про тирана. Исключительная по остроте и художественной силе.
читать дальшеЗрители, которые её приняли и поняли, молчат. Или пишут в своих личных дневниках. Потому что вопросы, поднятые этой историей, требуют личных ответов. Без ссылок на общепринятую мораль, корпоративную этику и текущую политическую ситуацию. Те самые проклятые вопросы, которые решает каждый наедине со своей совестью.
А кто не понял и не принял - те не молчат, активно возмущаются. Оттого и складывается ложное впечатление все взбеленились на Чейза - но не все, не все, отнюдь, просто нас не слышно.
Наивным выглядит недоумение фанатов: а почему никто в кадре не порицает Чейза? Надо, чтоб кто-то громко сказал: убивать некрасиво, а то ж мы сами не поймём. Почему его не арестовали, не осудили, не наказали? Мы ж подумаем, что убивать можно и за это ничего не будет!
Зачем такое непотребство в телевизоре показывать, эдак все кинутся анализы подменять! Не иначе, из вашингтонского обкома позвонили, дали установку, проплатили прайм-тайм!
Особенно смешно, что фанаты ждали морализаторства от Хауса, который якобы был обязан немедленно заклеймить Чейза, отругать, наставить на путь истинный, сдать властям либо подтолкнуть его к сдаче. Ну, или хотя бы прочитать ему лекцию по профессиональной этике и напомнить об уважении к закону (ха-ха).
А Хаус отреагировал в своём духе, не по-фанатски.
"Better a murder than a misdiagnosis"
Язвительный парафраз афоризма про казнь политического деятеля:
"Это хуже преступления: это ошибка."
morinen пишет в посте-обсуждении: "Хаус не утверждает, что неразгаданная загадка - хуже, чем смерть человека. Он говорит, что при имеющемся исходе (пациент мертв), лучше, если он был убит намеренно, чем умер из-за врачебной ошибки. Потому что последнее означает неквалифицированность врача, то есть потенциал для новых смертей и вреда."
И она же продолжает в другом обсуждении: "И дело не в том, что Чейза не поймали, а в том, что ситуация уникальная и понятно, что не повторится. Чейз не маньяк, пациентов мочить не пойдет, более того, из-за этого своего поступка еще долго мучиться будет. При этом он хороший нужный врач. И он сам все понимает. Хаусу нечего добавить от себя в данной ситуации."
Именно так: Хаус видит своего сотрудника насквозь. Да и внимательный зритель ещё не забыл предысторию Чейза.
Чейз – идеалист. Католик, разочаровавшийся в церкви и возносящий молитву, когда его никто не услышит. Идеалист, разочаровавшийся в идеализме и принявший решение быть прагматиком: вести себя как прагматик и даже думать как прагматик. И как всякому перековавшемуся идеалисту, ему это плохо удаётся, хоть он очень старается. Когда он совершает прагматичные поступки, он лажает чаще, чем когда идёт на поводу своей души- иезуитки идеалистки.
Стараясь действовать расчётливо, он на чём-нибудь да споткнётся, но когда поступает по велению сердца - ему всё удаётся, любо-дорого смотреть, потому что это для него органично.
Отсюда его молитва над трупом младенца.
Отсюда милосердный поцелуй обречённой девочке.
Отсюда его тяга к Кэмерон: он не только влюблён - он ценит и уважает жену, прощает ей любые закидоны, объясняя их высокими морально-этическими принципами.
Как глубоко в нём засели эти принципы, видно по истории с отцом.
Для идеалистов так характерно делить мир на чёрное/белое, людей – на плохих и хороших. Кэм – хорошая и правильная, и мы всегда найдём ей оправдание. Папа – плохой и неправильный, и нет ему оправданья!
Чейз на наших глазах проходит путь взросления. Он растёт, крепнет и матереет – он, пожалуй, из всех персонажей изменился сильнее всего, и ужасно интересно следить за тем, как он становится зрелым мужчиной. Он живой, он одушевлённый, это сложный и глубокий характер; у него есть тайна, у него есть судьба, и что самое интригующее – он в развитии, он в кризисе, он на пороге перемен.
Другая сторона конфликта - тиран. Мощный образ. Если б авторы сериала лепили политическую агитку, они нарисовали бы одномерную зловещую фигуру, чтоб у нас не было шанса задуматься о том, что у этого человека есть своя правда. Он не вызывал бы тогда столько споров, столько противоречивых зрительских эмоций.
Но история с тираном случилась не в детективном, а в медицинском сериале. И есть медицинские подробности, которые фанаты в пылу политических дискуссий упускают из виду. Назову некоторые, ради объективности.
(Медицинский комментарий к серии тут.)
Обратите внимание: тиран реально сходит с ума. У него мозговые расстройства и паранойя не в литературном, а в самом прямом клиническом смысле.
У власти не просто деспот - агрессивный безумец.
Обратите внимание: если подмена анализа усугубила состояние больного – значит, облажался Хаус. Если Хаус был прав – ложный анализ мог бы спасти больного. На самом деле, никто на свете наверняка не знал, что его спасёт, а что погубит.
Обратите внимание: Чейз мог бы убить тирана легко и просто. Например, как тот и опасался: отправив пузырёк воздуха в кровь или сотней других незаметных, недоказуемых способов. Но он не стал убивать, а выбрал другой путь, который мог повлиять, а мог и вовсе никак не повлиять на исход болезни. Мог стать роковой ошибкой, а мог и не стать.
Поступок Чейза - это, по сути, саботаж."Хотел убить" или "Не хотел спасать" - не совсем одно и то же, не так ли? Тиран мог выжить именно благодаря ложному анализу, кстати, шансы были (по сериальной логике) фифти-фифти.
Зачем рисковать без всяких гарантий, с непредсказуемым результатом? Чтоб помучиться на потеху зрителям?
Или потому что не решаешься отнять жизнь сам, а отдаёшь тирана в руки судьбы и природы, подтолкнув в спину?
Обратите внимание: отчего скончался Дибала, что обнаружили на вскрытии, каков окончательный диагноз - мы до сих пор не знаем. Показали заседание КИЛИ (комиссия по изучению летальных исходов, рутинная бюрократическая процедура, на которой докладывают все смерти в ЛПУ) – но без звука.
Почему?
Нет никакой определённости, нет однозначности, нет заданности и навязывания моральных оценок. Сам думай, зритель, разгадывай ребус, распутывай клубок, поставь себя на место героя. И не жди, что тебе всё разжуют, в рот положат и объяснят, как глотать надо. Как сумеешь, так и проглотишь. Можешь и выплюнуть – никто не неволит.
Горько, да. Противно. Страшно. И жалко. Реакция Чейза показана с пугающей физиологической точностью.
То, что он совершил – больше, чем преступление, это ошибка. Расплата за которую уже близка.
@темы:
мнение,
6-ой сезон,
жж