БЫТЬ КАК ДОКТОР ХАУС
Лукаш Орбитовский / Тыгодник повшехны, март 2010
Хаус – раб своего инстинкта и интеллекта. Его диагностическая эквилибристика базируется на потребности терпеть пустоту мира.

читать дальшеСорока на хвосте принесла (в оригинале – "белки пищат"), что в Штатах у больниц – нехилая проблема. Разозлённые пациенты требуют компенсации за плохое к себе отношение. Конкретно – они ожидают удобств, известных по сериалу "Доктор Хаус".
Популярность сериала вводит в ступор. Мы имеем дело с весьма исправно написанным, неплохо – а иногда превосходно – сыгранным телевизионным произведением, каковое, воспринимаемое в больших количествах, напрочь убивает своим топтанием на месте. Кроме пациентов, здесь нет ни единого человека. Только гениальный врач – и те, чья роль всего лишь помогать зрителю к нему присматриваться, его дополнять, подчёркивать аспекты его личности. Это чётко видно в отдельных сериях, когда сценаристы пытаются предоставить окружению больше самодостаточности (издание на DVD предоставляет счастливую возможность легко проматывать эти фрагменты).
Хаус – руководитель диагностического отделения больницы в Принстон-Плейнсборо, такой парень, который справится с любым, даже наиболее сложным случаем. Пациентов он терпеть не может, избегает их изо всех сил, отправляя к ним более или менее сбитых с толку подчинённых (тех самых, кого вынуждает к незаконным действиям, типа вломиться к кому-нибудь), выказывает заинтересованность исключительно тайной, содержащейся в какой-либо болезни. Для загадок этого вида он готов пожертвовать много чем, включая собственное здоровье. Люди его, кажется, вообще не волнуют (здоровый – это скучно), а значит, в свободное время Хаус помыкает сотрудниками сколько влезет, а когда и они ему надоедают, он принимается живо комментировать вторичные половые признаки своей начальницы. Любит порно, охотно делится этой страстью с подчинёнными, и даже если не пользуется слишком часто слугами проституток, то постоянно об этом треплется.
Более всего – он страдает.
Когда-то он заполучил огнестрельную рану в ногу, появились осложнения, и наш гений, поставленный перед дилеммой инвалидной коляски, поступил по-мужски. Каждый шаг причиняет ему огромную боль, что потянуло за собой следующую заботу, то есть викодин. Это болеутоляющее средство, которое Хаус жуёт, будто тик-так, постепенно соскальзывая в паранойю и фантасмагории. Здесь заявляет о себе попкультурная философия человека: сумма счастья и несчастья является постоянной, каждый дар должен быть чем-то оплачен – и если дар велик, то и цена высока. Единственный человек, у кого хватает сил его выносить, – онколог Уилсон, – в некий момент говорит: "Ты себя не любишь, но ты собой восхищаешься". Вот и вся правда об этом типе.
Чрезмерность, с которой сочинена эта личность, переносится на отношение к религии. Сказать, что Хаус является городским американским атеистом, будет мало: иногда он производит впечатление типа, который изучил польский язык исключительно ради того, чтобы читать Урбана в оригинале. (Прим.перев: Ежи Урбан, главный редактор еженедельника NIE, бывший пресс-секретарь правительства "коммунистической" ПНР (1981-1989), весьма нелюбим многими поляками, имеет прозвище "жопа с ушами".) Встречаясь с человеком верующим, он попросту не в состоянии сдержать своё злоязычие. В иных ситуациях он импонирует своим контролируемым хамством, но здесь практически взрывается. Ключом к Хаусу не является ни хамство, ни гениальная способность распознавать болезни, не боль или девки, но религия.
В одной из серий 5-го сезона в отделение попадает священник – как это здесь обычно, с таинственным заболеванием, а кроме того, видевший явление (Христа – доп.перев.), что, опять же, не столь часто бывает. Хаус не только встаёт на дыбы, лишь бы сделать из него безбожника, но и проверяет его. Священник очень точно комментирует его действия: речь о том, чтобы чудо подтвердилось. Хаус этого ждёт. Чуть позже в больнице появляется девушка, потрясённая перспективой своей смерти, поскольку она встретилась с котом, умеющим предсказывать, кто вскоре умрёт. Безбожный гений исследует дело кота так же, как раньше – дело священника, даже выставляя себя на смех. Рациональное объяснение тайны, кажется, приносит ему разочарование. Хаус ищет истину с самой большой буквы, он в этом беспомощен, как ребёнок, но также не лишён и детской отваги – мы говорим о человеке, который довёл себя до клинической смерти, лишь бы проверить, что есть "по ту сторону".
Тезис, что мы ничтожные, гадкие, а если изменяемся – то только в худшую сторону, здесь неопровержим (что не означает – истинен), а поддерживаемый диким (так в оригинале – наск.понимаю, речь идёт о "вне-шаблонности", безудержности – прим.пер.) интеллектом Хауса, звучит ещё более убедительно. Суть этой игры – в том, чтобы проиграть. Гений хочет, чтобы ему возразили, чтобы кто-нибудь в конце концов показал пальцем: есть люди мудрее тебя и есть то, чего ты никогда не поймёшь. Или, по крайней мере, не так, как сейчас пытаешься.
Мир, который полностью понятен – что для нас, нормальных, абсолютно недоступно – для человека ненормального должен быть кошмаром. Это не имеет ничего общего со страхом и тревогой, поскольку означает смертельную скуку, тупую упорную боль, сравнимую с тем, как его мучает больная нога. В этом смысле Хаус является рабом своего собственного инстинкта и интеллекта, его диагностическая эквилибристика базируется на необходимости терпеть пустоту.
Если мы на минуточку припомним, что мир из сериала "Доктор Хаус" является пускай убогим, искалеченным, но всё же отражением нашего мира, – выплывет на поверхность мысль, многократно звучавшая в деле Поланского (Прим. пер.: об изнасиловании 13-летней; дело закончилось тем, что ныне эта взрослая уже женщина отрицает что-либо; по сути, речь скорее о соблазнении подростка, заинтересовавшегося известным режиссёром, чем об изнасиловании – но крику было много) мысль о том, что есть равные и более равные, что гениям разрешается больше. Если бы обыкновенный человек, даже пребывая на высокой должности, вёл себя подобным образом – то есть забирал бы у людей еду из тарелок, публично вопил о подробностях своих эротических побед или же одарял только что удочерённого ребёнка своей начальницы ласковым прозвищем "ублюдок", – вылетел бы с работы и ждал судебного разбирательства. Начальница же покрывает гениального буйного, хотя он непрерывно её унижает и создаёт массу проблем уже самой своей непредсказуемостью; великолепная диагностика Хауса лишь частично компенсирует все это неприятности. Объяснением, очевидно, может быть любовь; но в таком случае почему его терпит Уилсон? Почему вообще кто-либо соглашается с этим человеком?
У Хауса есть чувство юмора – ядовитое, острое и гениальное, как и его диагнозы (независимо от изъянов, этот сериал обладает одними из лучших диалогов в истории телевидения); а по общему мнению, если кто-то забавен, то он не может быть злым. Хаус этому противоречит, во что его окружение не очень-то способно поверить. Аура гения, созданная в кабинете или же – что реже – у ложа страдающего пациента не исчезает над его головой и в других ситуациях. Гениальность оглушает, обезоруживает перед сознательной наглостью, веля кивнуть головой или же перейти к простой оборонительной тактике. А также она заставляет удивляться.
Повторим: главной чертой Хауса является стремление к истине. Этот тип, функционируя в целиком объясняемом мире, является искателем тайн, стремится доказать самому себе свою ошибку. Есть загадки и подвалы, в которые никто не заглядывает. В то же время для окружения – этого зеркала, в котором он отражается, – сам Хаус является тайной, Явлением, не-человеком, набором непонятных поступков. И если бы Грег Хаус нашёл свою тайну – он бы ощутил себя точно так же, как Уилсон и другие в контакте с ним самим. Он ничего бы не понял, кроме того, что кто-то – явно гениальный и непонятный – по-свински над ним издевается.
В польском телевидении – 4й сезон, TVP2, по четвергам в 20.45. Предыдущие сезоны – на DVD-дисках.
Лукаш Орбитовский (род. 1977) – прозаик, автор книг "Шоу-ужас", "Широкий, глубокий, покрасить всё", "Я теряю тепло", "Святой Вроцлав". Недавно вышел сборник его рассказов "Приближается". В "Тыгоднике повшехном" (н.50/2009) опубликовал текст о сериале "Декстер".
Взято с Деона: http://www.deon.pl/czytelnia/czasopisma/tygodnik-powszechny/art,89,byc-jak-doktor-house.html
(От пириводчега.) Кроме явных хохм (и этот дядя писал о "Декстере"? забавно, _что_ же он написал о том кино), тут хватает проблемных мест, не вырезанных в процессе перевода, собственно, ради показа, как смешно можно писать о том, о чём ничего не знаешь. Жаль, что уже не 1е апреля, но посмеяться, имхо, никогда не мешает. Чего стОит одна его фраза о причине болей у Хауса в ноге...!!! Это невозможно было исправить при переводе - он так действительно написал, ребята!!!!
Стилистически: автор говорит о Хаусе не иначе как facet - т.е. "тип, типчик, эдакий малый". В общем, Орбитовскому - сетевое "АМ".
@темы: СМИ о сериале, Хью Лори, жж