понедельник, 31 августа 2009
«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины…»
Когда-то мне пришла в голову бредовая мысль сравнить Хауса и Печорина. Я не буду заходить в дебри этого леса, так как утрачу правый путь и назад не выберусь. Поделюсь лишь тремя (а как же!) находками. Они мне показались занятными.
Первое – имена.
Печорин. От слова «печора», наверно. У древних русских означало: «пещера». К примеру, город Печора получил название от пещер, в которых жили отшельники. Пещера – печора – жилище древних. Чем не хаус?
Григорий Печорин – Грег Хаус. Забавно.
Второе.
читать дальше«Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно…» Так пишет о себе Григорий Печорин в моей любимой новелле «Фаталист». Которая и является находкой номер три.
Поверьте, мне очень трудно объяснять, что же я такого особенного нашла. Скорей всего, так и не удастся. Но я попытаюсь.
Фраза Печорина стала для меня камертоном. Не ключом к характеру Хауса, а именно камертоном. Что-то вроде эталона, по которому я сверяю свои впечатления. Я ее повторяю, как будто на вкус пробую:
«Я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно…»
Хаус заранее знает многие вещи. И про себя, и про других (об этом, как о мудрости сердца, замечательно говорила КлавдияИвановна). Он не хочет отношений с Кэмерон, так как мысленно представляет, что из этого выйдет. Просто знает. И что выйдет из возобновления отношений со Стейси он знает. И не хочет переживать наяву то, что пережил мысленно. Не хочет чувствовать, я бы так сказала. Не хочет болеть душой. Испытывать душевную тревогу. Он избегает этого, как умеет.
Но всего не убежишь. Кое-что переживать ему приходится. Смерть Эмбер, уход-отречение Уилсона, смерть отца, - всё то, что на раз уже перечисляли. Испытания 5 сезона, так скажем. Из которых главное – в последней серии.
Парадокс в том, что в последней серии он мысленно переживает не просто то, чего не было. Он переживает то, чего и не могло быть. Это фантазия Хауса, а не знание. Не мудрость сердца, а боль сердца. Он бы хотел пережить это чувство, изжить быть может. Но выход (реальный) чувству закрыт. Точнее, он не знает, как этот выход найти. Он сам себя в себе запер. Вспомните серию с пациентом, который криком кричит, а его никто не слышит. Он жив, а все думают, что он мертв.
Серия про метадон (5х16) стала для меня ключевой. Я бы могла назвать эту серию «Фаталист» - по аналогии с «Фаталистом» Печорина.
Главное действующее лицо в печоринской новелле утверждает, что верит в Судьбу, в Фатум. И коли не судьба ему умереть от пистолетного выстрела, то даже если он приставит дуло к виску и нажмет курок, смерти не будет. Он на спор заряжает пистолет и приставляет дуло к виску, и нажимает курок. Осечка. Но смерть его все же настигает. В этот же вечер пьяный казак зарубит его шашкой.
Простите странности моей фантазии, но мне кажется, что Хаус в 5х16 истинный фаталист. Метадон почти как пистолет у виска. Дыхание прерывается, но не судьба еще умирать. И он знает, что не судьба. Он всё про себя знает. Он просто с судьбой играет, дразнит, злит, выводит из себя.
Он не случайно в сумрачном лесу. Он сам себя завел в этот лес. Сценаристы не виноваты, они просто следовали за ним.
@темы:
мнение,
жж