Задумалась я над словами Иова: "Добро приняли из руки Бога - почему зла принять не можем?" И ответила себе: потому что для меня это нелогично.
Писание учит, что Бог добрый; Катехизис учит, что Бог добрый; батюшка с амвона учит, что Бог добрый; с какой радости я буду ждать зла от того, кто добрый?
От доброго Бога естественно ждать добра. И поскольку я на земле, земной человек, то для меня естественно думать в земных категориях и чувствовать в земных чувствах. Если я воображу себя ангелом, мне тут же врежут по мозгам и прочим местам - сама же моя земная природа и врежет. И кто может требовать от меня, чтобы я думала "теми" мыслями, жила в другой логике, не становясь шизофреником?
читать дальшеК чему тут Хаус.
К тому, что "доктор, я об этом всё время думаю". :-))
Каждый фанат что-то в этом шоу ищет и, совершенно очевидно, находит - иначе бы не смотрел. Я не знаю, кто что видит в самом Хаусе, в фильме вообще или конкретных персонажах, в их взаимоотношениях, или сугубо в медицинских историях... Я хаусоцентрист. Меня интересует лично Хаус.
Лично Господь Бог той маленькой Вселенной.
Да, я его воспринимаю именно так. Эта модель - этот телевизионный микромир - является площадкой для моих рассматриваний разных религиозных и околорелигиозных вопросов.
Он (Хаус) является для меня моделью того, как человек способен видеть Бога.
Человек болен - и в этой теле-Вселенной это исходник. В нашем мире ещё можно иногда корчить разные рожи и принимать позы: я здоров, зачем мне врачи, в смысле Бог, Церковь, таинства и прочее. Там это устранено изначально: мы имеем дело с больными. Даже если кто-то, как Эван Грир (4х14, "Воплощая мечты"), поначалу не признаёт, что болен, - мы это знаем стопроцентно, поскольку иначе бы про него не было серии. Даже если это _по сути_ не болевший пациент из 5х16, то всё равно он болен в другом смысле слова: он гермафродит, случай генетического мозаизма, что не есть нормально.
Больные люди попадают к Хаусу на диагностику. Он много раз подчёркивает эту позицию: лечить, долечивать, вылечивать - не его непосредственная цель. Его цель - определить истину. Поставить диагноз. Ибо с правильным диагнозом уже любой тебя долечит, выдав лекарство. "Учитель, что мне делать, чтобы спастись?" - "Знаешь заповеди? - исполняй..."
А кроме того, что "его мысли - не наши мысли" (поскольку мыслительный аппарат Хауса работает гораздо глубже и интенсивнее многих, благодаря чему он гений в диагностике), - кроме этого он ещё и весьма своеобразно относится к пациентам.
Предпочитает их не видеть и дела с ними не иметь. Потому что "все лгут". И он это знает. Ну а если кому покаааазывается… Воистину – явление. :-)
Рассматривает их де-факто как полигон для своих поисков и испытаний. "Дайте вот это, а если не умрёт - дайте вот то". А где же этика, ценность человеческого существа и прочее бла-бла? - Насколько понимаю, ровно там же, где и подобные этические вопросы касательно взаимоотношений человека и Бога. Надо мной проводят реально вот такие эксперименты, считая их нужными/полезными/интересными для исследования ситуации. Возможно, мне станет лучше. По сути, все эти эксперименты направлены на то, чтобы загадка была решена - т.е. чтобы мне в конце-концов стало лучше. Только это "моё лучше" НЕ является целью само по себе. Это и есть вариант человеческого счастья: оно лишь своеобразный "побочный продукт" от определённых состояний и обстоятельств (поэтому никогда не будет счастлив тот, кто ищет счастья как такового). Для Бога - я не уверена, является ли моё СЧАСТЬЕ целью того, что Он делает в моей жизни. У Него своя цель. Если я буду совпадать с Его пониманием ситуации и действиями, то у меня будет моё счастье, - но Его целью является моё спасение, а не счастье. Если я, в конечном итоге, счастлива не буду, потому что не получится в процессе этого "хаусолечения", - ну что ж, спокойное "мне жаль" - это всё, на что можно рассчитывать в данной ситуации.
Пациенты и команда рассчитывают на Хауса. В 1м сезоне зануда Кэм даже говорит это открытым текстом (где-то в 1х15 приблизительно): "Это же Хаус. Он ЗНАЕТ!" Они в него _верят_. Поэтому, кстати, не всегда сопротивляются, если он начинает лепить чего-то не то. Однако в конечном итоге их вера практически стопроцентно вознаграждена: он докапывается до истины. Даже если это происходит после смерти пациента (3х20, "Воспитание щенков", девушка, потерявшая способность принимать решения). Для Бога в его Вселенной смерть пациента не является "смертельно важной", такой вот каламбур: на самом деле истина всегда важнее отдельной жизни, тем более если принимать во внимание, что основа веры - это наше бессмертие. Никто не умирает насовсем. Твоя истина следует за тобой, можешь расслабиться, даже если ты помер по пути - это жаль, конечно, но не принципиально. С точки зрения Того, Кто может отнять жизнь и вернуть её. Тебе неприятно от того, что ты умираешь или уже умер? - ну, бывает, брат, сорри, но ты не напрягайся, на самом деле это ерунда...
Ну да, это если с позиции какой Бесконечной Бесконечности. Но МНЕ умирать - тяжело.
И - да, оказывается, все такие многомудрые отвлечённые соображения как-то имеют своё место в системе мышления и действий, но на самом деле они в каждом реальном отдельном случае перестают быть ерундой. И в этом тоже - Бог. Тот самый Бог, Который на небесах. У которого мысли - не наши мысли... Но который борется до последнего за любую, даже захудалую жизнь, потому что жить, хоть как-то, это всё же много лучше, чем не жить. Обыкновенная философия: бытие всегда лучше небытия.
И хотя общее "значение" дурацкой человеческой жизни, с её болезнями, проблемами, глупостями, разводами, ссорами - это не более чем "взвешен и найден лёгким", то в каждом конкретном случае это кто-то, за кого надо бороться, драться, иногда даже вопреки нему самому ("Отказ от реанимации", 1х09), даже выходя за все немыслимые рамки (о мыслимых не говорим - этих "лошадей" отсеяли на предыдущих этапах, мы здесь речь ведём исключительно о "зебрах"). Пример немыслимого - "Аутопсия" (2х02). Что угодно, и даже лицо в лицо с натуральной смертью. Для чего? - для того, чтобы отвоевать у той же смерти год или полгода. Но - отвоевать.
Потому что "у Бога нет коммунизма". Для Него "все народы - легче лёгкого, словно пылинка на весах". Отдельный человек "весит" больше. И одновременно с этим - конкретному человеку вовсе несладко от такого подхода. Полностью слить кровь, охладить, "высунуть в форточку" к смерти - кто хочет такого удовольствия? Становитесь в очередь, я вас посчитаю... Остаться без печени в процессе лечения, или без почек, например, потому что их убили лекарства, которые в своих поисках и попытках лечения ставили врачи? Нет, не совпадают мои понимания любви с тем, что я вижу.
А может, я не успеваю увидеть? Вот же - Хаус, например (ну так, чисто случайно - Хаус, например...) Одному словом врежет, другому вклеит, третьему в душу плюнет, и всё ради благой цели, как правило... А потом смотрит так, словно он самому себе порез нанёс с размаху. Только вот фокус: смотрит в спину. Или попросту когда человек уже ушёл. Он не показывает, что способен сострадать. Может, я не успеваю увидеть сострадающее лицо Бога, потому что ухожу в гневе, получив очередную плюху? Но ведь тот же Хаус, когда беда касается одного из тех, кого он долго и со вкусом размазывал по стенке, способен делать сумасшедшие вещи. Кричать на Уилсона, посылать лесом Воглера, лезть к чёрту в зубы, проверяя, почему заболел Форман, и наизнанку выворачиваться в попытках спасти Эмбер...
А ещё - он, конечно, Бог в своей Вселенной, кто бы спорил. Он центр этого мироздания. И он - уязвим.
Он бешено уязвим, и от этого соединения несоединимого становится попросту жутко. Его можно задеть, ранить, на него можно наехать - и он будет слаб без защиты тех, над кем обычно стебётся ибо всех сил. Его можно БРОСИТЬ. И он реально будет этим болеть. И не знать, как исцелиться, и можно ли...
Слаб, как Бог. Воистину. Что не изменяет ни на йоту того, что он - всемогущ в своей Вселенной. Это просто разные оси координат.
Хаус - образ Бога, с которым спорят. Это - Бог, вызывающий много непонимания и неприязни. Особенно у случайно встреченных и недолговременных пациентов, которым недосуг разбираться в его мыслях и чувствах, или которым он ничего не показывает сам. Бог, действующий непонятно для пациента, игнорирующий желания пациента "чтобы было не больно" ("А я тут как раз для того, чтобы тебе _было_ больно", - "утешил" меня врач, принимавший первые роды, и стал вручную растягивать нераскрывшуюся шейку матки). Бог, видящий человека иначе, чем сам человек: не лицо-одежду-причёску-социальный статус, а внутренние органы, систему кровообращения, ЖКТ, кости, мозг - биохимическую фабрику, работающую на слабых электрических импульсах. Бог, реагирующий на человека иначе: не "это больно", а "вот это вызвало вот такую реакцию". И при этом - отпускающий шуточки направо и налево, в том числе и для поднятия боевого духа пациентов (как минимум, он выбивает их своими шуточками из нытельного или претенциозного состояний). Ставящий всех в ситуации, в которых они _могут_ проявить себя в истине, и наблюдающий за процессом. Вызывающий даже на откровенный спор с собой ("Я больше не играю," - Тринадцать. - "Да, и именно это вам давно пора было сказать!"). И прежде всего, и после всего - центр этого мира. Его Бог и руководитель. Который, тем не менее, сам подчиняется правилам игры в этом мире. Я отнюдь не отрицаю постулат, что "Хаус не нарушает правила - он их игнорирует". Это, опять же, разные оси координат. Бог своего мира, он игнорирует то, что хочет и может игнорировать, - равно как и Бог нашего мира способен игнорировать непроницаемость запертых дверей, недостаток пяти хлебов и двух рыб для пяти тысяч голодных мужиков, не считая женщин и детей, и т.д. Но там, где Он в силу самого своего существования не может эти правила не игнорировать, там Он _подчиняется_. Рождается и живёт как человек, и умирает реальной человеческой смертью, когда становится "одним из нас, подобным нам во всём". Вот и когда Хаус становится всего лишь "одним из нас", то и Воглер может его мять, как пластилин, и Триттер его травит, как гончая зайца - травит, натурально...
Аспектов много. Детали, придуманные для конкретного образа теледоктора (вроде викодина) непосредственных параллелей, полагаю, не имеют; это именно детали персонажа. Но восприятие образа у меня такое.
А ещё - потому, что с таким Богом можно полаяться вусмерть, а он посмотрит тебе вслед умными глазами - и станет ждать. Потому что он умнее тебя, скандалящего, и знает, что ты прийдёшь назад. Даже сохраняя в себе готовность вновь полаяться, но всё же испытывая жгучее желание снова взглянуть в Эти Самые Глаза. Потому что кроме готовности скандалить ещё есть надежда увидеть, как в этих глазах мелькнёт одобрение, и это будет настоящим счастьем. И потому что всегда, хлопая дверью и плюясь, всё равно ожидаешь, что от твоего хлопанья дверью и плевков он не отвернётся абсолютно безучастно, поскольку ты ему ВАЖЕН, на самом деле.
И ещё потому, что если вдруг случится реальная беда, то лечить умеет только он. Хоть как смотри. Хоть расшибись о стенку. А хороший врач у нас - один.