Посмотрев последнюю серию, грех было бы не вдохновиться на пост. Но я не вдохновилась, пока
klavdiaivanovna не коснулась меня своим живительным дыханием. Получилось больше, чем один пост. Потому что детально изучив серию, я поняла, что сеанс психотерапии, произошедший на наших глазах, таки достоен многих слов, и не всегда похвальных.
На наших глазах свершилось чудо парадокса.
Провальная во всех смыслах встреча, привелa к титаническому сдвигу у пациента.
Доктор Нолан все делал не так, как надо, и при этом умудрися помочь своему клиенту заново обрести себя.
Дисклеймер: То, что последует ниже, является вольной интерпретацией серии, на истину ни разу не претендующей.
читать дальшеПациент опаздывает.
Пациент никогда не опаздывает просто так.
Вообще, за эти пятьдесят минут ничего не происходит "просто так". У каждого слова, вздоха, взгляда, есть значение, значимость, а иногда и два и три значения. Главное- найти их вместе с пациентом. Ведь эти два кресла напротив и четыре стены, ничто иное как лаборатория, в которой под сильнейшим микроскопом рассматривается человеческая душа.

Настоящий психотерапевт никогда не откроет блокнот на глазах у пациента и не станет писать в нем на сеансе. Но доктору Нолану это простительно, ведь он не настоящий.

Если пациент опаздывает, это значит, что он хочет укоротить сеанс, возможно, уклониться от заботящей его темы, а может он таким образом мстит, заставляя психотерапевта ожидать, томиться в неведении, чувствовать то, что чувствует он сам, когда дожидается в приемной, рассматривая новые картины. Но скорее всего, он пассивным образом вымещает агрессию, накопившуюся за всю долгую неделю.
Вот это больше всего похоже на правду.
"ОK, therafy me" , выдает он непереводимый каламбур.
"Терапугайте меня".
Первая фраза пациента очень важна. Это то, с чем он пришел, каким он пришел. Он выбирает слово "страх", но прячет его за оболочкой циннизма и многоумия. Он одновременно рассказывает о том, что напуган (встречей? этой неделей?) но и защищается от страха так, как делает всегда: с помощью интеллекта. И он пытается контролировать ситуацию, швыряя куртку в сторону, как у себя дома.

"Вы опоздали".
"А вы толстый".
Пациент продолжает вымещать агрессию, но терапевт пропускает ее мимо ушей, хоть мог и подметить. Ведь если пациент злится на терапевта, это значит, что он злится и на кого-то во внешнем мире. Этот человек в кресле напротив, всего лишь зеркало внутреннего мира пациента. На кого же он злится?
Натоящий психотерапевт не станет задавать вопросов о состоянии пациента и расспрашивать о впечатлениях o картине в приемной. Он будет выжидать, пока пациент сам не начнет говорить, пока не явит себя таким, каков он сейчас. Но доктор Нолан задает вопросы, и отнимает у пациента контроль.
И пациенту ничего не остатся, как косвенно обвинять доктора.
"Стоянка далеко", жалуется он.
Доктор спрашивает о стрессе. Спрашивает в лоб. Зачем же отвечать? Сказать: "Да", значит еще раз потерять контроль, потерять защиту. Пациент уклоняется от ответа:
"Будет дождь".
Потом идет еще пара бессмысленных фраз, которые являются борьбой за место главного в этой комнате.
Терапевт задает те вопросы, которые ни в коем случае не станет задавать настоящий психолог: закрытые вопросы, ответ на которыe либо "да", либо "нет.
Но потом терапевт приходит в себя, и наконец уступает место пациенту, и просит рассказать о прошедшей неделе.
Пациент, довольный, что ему наконец позволили использовать свое законное место, начинает свой рассказ.
Настоящий психотерапевт, должен обладать как-минимум тремя видами ушей. Он должен одновремнно уметь слышать фактическую историю, слышать внутренний подтекст этой истории (подсознательный сюжет) и слышать себя - те чувства и ассоциации, которые порождает эта история в нем.
Пациент никогда не выбирает историю "просто так". Выбор темы, очень важный момент в сеансе. За внешней шелухой кроется главное. О какой внутренней истории хочет поведать пациент?
Давайте сосредоточимся на втором уровне.
Пациент рассказывает о своей пациентке (не о маме, не о папе, не о кошке и не о соседке). Возможно, он рассказывает о себе. Ведь он сейчас тоже пациент. Почему он не рассказывает о самом себе прямым текстом? Да потому что он использует защитныe механизмы: отдаление и замещение. Говорить о себе неприятно и порой трудно.
Особенно таким людям, как этот пациент.
Он говорит о бегунье на далекие дистанции. О ее дорогих кросовках. Он рассказывает, как проверял ее ноги.
Вам ничего не напоминает эта общая тема? Посмотрите же на язык тела пациента: он поглаживает свое бедро.
Бег - одна из главный тем этого сеанса.
Пациент еще вернется к ней в самом конце встречи. Вернется потому, что не достаточно чуткий психотерапевт не распознал эту тему в начале. Но на наше счастье, пациенты - существа упертые. И они всегда найдут способ вернуться к тому, что терапевт пропустил мимо ушей. Если, конечно, это ему действительно важно.
Какую же внутреннюю историю рассказывает пациент?
Включаем вторые уши.
Эта история о человеке, потерявшем память, потерявшем себя. Но пациeнт упоминает и то, что кто-то непременно придет на поиски этого человека, и найдет его.
Фантазия? Надежда?
Но доктора Нолана все это не интересует. Ему необходимо узнать, что именно пациент делал в клинике.
Пациент возмущен. И правильно. Ведь он только что смело открыл лаз в свой внутренний мир, но терапевт его проигнорировал. Наверное потому, что он уже придумал себе теорию о том, что делал пациент в клинике. И он, скорее всего прав: пациент пытался спрятаться от своего друга. Все верно, только пациент вовсе не об этом хотел вам поведать. Таким образом, доктор Нолан вносит "марающий" фактор в историю своего пациента.
И тут пациент уходит на кривую стезю, и начинает рассказывать о фактах. О себе в первом лице, о друге и о любовнице. Психотерапевт не спрашивает, что пациент при этом ощущает, но предлагает свои версии (злость, предательство). Кроме того, этот доктор Нолан делает еще одну ошибку. Он зацикливается на фактах, на деталях диагноза.
Он слышит только первыми ушами.
Подобное настоящий психотерапевт не сделал бы никогда.
Пациент сопротивляется этинеуклюжим попыткам отзеркаливания, и снова возращается к тому, что его сействительно заботит: к его пациентке. К самому себе.
Психотерапевты, ,наблюдающие пациента вот уже лет шесть, уже должны знать, что когда пациент хочет приоткрыть нам свой внутренний мире, он практически всегда замещает себя женской фигурой. Помните? То Кармен Электрой, то Эмбер, то изнасилованной девушкой Ив. Таким образом отдаление вернее. Защита прочнее. Вот и сейчас перед нами потерявшая себя девушка без имени.
(Тут надобно предупредить, что мы умышленно избегнем интерпретации одной из двух фантазий пациента имевших место в сеансе. А именно, фантазию об интиме между его другом и бывшей женой.

Это не главная тема, и нам не следует запутывать пациента еще больше).
Далее идет очередная мишура о диагностических фактах, которая не должна нас особо интересовать. И даже доктор Нолан это понимает, и спрашивает: "Нужно ли мне об этом знать?". Но главное пациент оставил на закуску: он сам возьмет свою пациентку на поиски дома, имени и личности.
Когда пациент на сеансе рассказывает свои истории, эти истории следует читать как сны. А нам известно, что все персонажи во сне, тем или иным образом олицетворяют сущность снящего. Все эти персонажи - частицы его личности, более или менее сознательные.
И даже доктор Нолан об этом знает, и понимает, что пацинтка чем-то заинтересовала его пациента. Но доктор Нолан любит бить наотмашь, так, чтоб сразу все было понятно. Только наш пациент не дурак, и защиты свои бережет. А что еще у него осталось? Пациент умен, и теперь использует манипуляцию, которую ему предложил сам терапевт: он уходит о темы, и сваливает все на попытку удрать от друга.
Но тут уже доктор Нолан не верит. Он, наконец, почуял внутреннюю истину.
И тут наш замечательный пациент делает ожидаемое: состыковывает внутреннюю историю с внешней. Он, потихоньку, приближается к самому себе, снимает защиту.
Не верите?
Прошлый "флешбек" закончился тем, что пациент собрался искать дом своей пациентки. А следующийся начался с того, как пациент приходит к себе в старый дом.
Дом.
Дом это символ. Дом может олицетворять эго пациента, то место в душе, где обитает его самость, его "я".
Посмотрите на дом, который рисует рассказ пациента. Все разрушено, стены перекрашены, мебель распродана. А дома живет некий домовой. Полу-сумасшедший, который занимается разрушением этого самого дома. Кто он, это странное существо, партнер по играм, и одновременно тот, кто сопровождает пациента в поисках личности девушки?

Возможно, это теневая сторона пациента. Шут. Трикстер. Тот кто разрушает, и тот, кто помогает воссоздать. Им хорошо вместе.
А может быть этот шут, и есть та потерянная часть пациента, тот надостающий кусок, который весь этот злополучный год находясь в отсутствии, заставлял глаза пациента бледнеть, краски - тускнеть а самого пациента - лишится жизненного огня? Кто он, этот эммигрант без роду, без племени, без семьи, без связей, ищущий приюта в старом доме? Тот, кого пациент принимает, как самого желанного гостя?
Но доктор Нолан снова зацикливается на конкретике.
"Зачем вы его взяли с собой?"
"Чтоб защитить квартиру" .
Осторожней, доктор Нолан, вам же говорят прямым текстом, что это защита. Но доктор Нолан не слушает, и гнет свою линию.
"Почему?"
"Чтоб защитить квартиру", настаивает пациент, и добавляет еще одну защиту: сарказм.
"Дежа вю", говорит он.
Но психотерапевт непреклонен. Ведь у него уже есть теория. Правда, уже другая. Нет, это не замена друга, это попытка от чего-то отвлечься. От чего?
Пациент продолжает рассказывать.
Теперь их уже трое.
Пациент, сумасшедший пуэрториканец и себя не помнящая девушка.
Они выходят из магазина "Daily runner".

Три части одного целого отправились на поиски.
Разве это похоже на попытку отвлечься? Скорее, наоборот. У этой троицы есть определенная цель. Они что-то ищут.
"Что если ничего никогда не будет выглядеть знакомым?", тревожно спрашивает девушка.
"Тогда кто-то появится. Супруг, друг. И расскажет тебе, кто ты на самом деле, и что ты должнa чувствовать", oтвечает пациент.
Доктор Нолан, эта фраза относится непосредственно к вам. Почему вы не вмешиваетесь сейчас, и почему не интерпретируете тему отношений с вами?
Ведь это упрек вам.
Вы не слушаете пациента. Вы навязываете ему свои мысли, свои чувства. При этом ваш пациент преследует явную цель: он ищет то, что потерял. Он ищет свое прошлое, свой дом, свой багаж. После страшного срыва, раскола и разлома, пациент вот уже целый год пытается вернуться к самому себе.
Пациент ищет себя самого.
Перенос.
Пациент говорит о вас, но на самом деле имеет в виду не только вас, но и своих близких. Которые только и делают, что навязывают ему свою точку зрения. Они водят его на караоке, на спид-дейтинг, в рестораны, заставляют просить прощения, вести себя, как положено в обществе. И пациент не сопротивляется, потому что у него временная амнезия. Он забыл, кто он на самом деле. Это не удивительно. Доктор Нолан, вы же сами говорили пять минут назад: "Это не органика, не тайна. Скорее всего, психически-травмирующее событие заставило мозг пациентки выбратьвсе забыть".
Ну да, ваш пациент пережил довольно травмирующее событие год назад, которое унесло почву у него из под ног. И он выбрал. Выбрал забыть себя, и довериться окружающим. У него ничего другого не оставалось.
Ну а дальше все понятно. Пациент иллюстрирует своим рассказом о встрече супругов причину, по которой он к вам пришел.
"Я. Ищу. Себя". В сотый раз повторяет пациент.
Доктору Нолану возьмет еще минут двадцать, чтобы понять, что муж девушки символизирует его самого. И вот это будет настоящим прозрением. Tолчком в этом непродуктивном сеансе.
Синхронизация.
То, что отсутствует между психотерапевтом и пациентом на протяжении всего сеанса.
Между ними линия отчужденности и непонимания.


Пациент на протяжении всего сеанса говорит о поиске самого себя.
Психотерапевт на протяжении почти всего сеанса навязывает пациенту свои интерпретации: o поиске отношений с другими людьми.
Конец первой части )
![[info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif)
На наших глазах свершилось чудо парадокса.
Провальная во всех смыслах встреча, привелa к титаническому сдвигу у пациента.
Доктор Нолан все делал не так, как надо, и при этом умудрися помочь своему клиенту заново обрести себя.
Дисклеймер: То, что последует ниже, является вольной интерпретацией серии, на истину ни разу не претендующей.
читать дальшеПациент опаздывает.
Пациент никогда не опаздывает просто так.
Вообще, за эти пятьдесят минут ничего не происходит "просто так". У каждого слова, вздоха, взгляда, есть значение, значимость, а иногда и два и три значения. Главное- найти их вместе с пациентом. Ведь эти два кресла напротив и четыре стены, ничто иное как лаборатория, в которой под сильнейшим микроскопом рассматривается человеческая душа.

Настоящий психотерапевт никогда не откроет блокнот на глазах у пациента и не станет писать в нем на сеансе. Но доктору Нолану это простительно, ведь он не настоящий.

Если пациент опаздывает, это значит, что он хочет укоротить сеанс, возможно, уклониться от заботящей его темы, а может он таким образом мстит, заставляя психотерапевта ожидать, томиться в неведении, чувствовать то, что чувствует он сам, когда дожидается в приемной, рассматривая новые картины. Но скорее всего, он пассивным образом вымещает агрессию, накопившуюся за всю долгую неделю.
Вот это больше всего похоже на правду.
"ОK, therafy me" , выдает он непереводимый каламбур.
"Терапугайте меня".
Первая фраза пациента очень важна. Это то, с чем он пришел, каким он пришел. Он выбирает слово "страх", но прячет его за оболочкой циннизма и многоумия. Он одновременно рассказывает о том, что напуган (встречей? этой неделей?) но и защищается от страха так, как делает всегда: с помощью интеллекта. И он пытается контролировать ситуацию, швыряя куртку в сторону, как у себя дома.

"Вы опоздали".
"А вы толстый".
Пациент продолжает вымещать агрессию, но терапевт пропускает ее мимо ушей, хоть мог и подметить. Ведь если пациент злится на терапевта, это значит, что он злится и на кого-то во внешнем мире. Этот человек в кресле напротив, всего лишь зеркало внутреннего мира пациента. На кого же он злится?
Натоящий психотерапевт не станет задавать вопросов о состоянии пациента и расспрашивать о впечатлениях o картине в приемной. Он будет выжидать, пока пациент сам не начнет говорить, пока не явит себя таким, каков он сейчас. Но доктор Нолан задает вопросы, и отнимает у пациента контроль.
И пациенту ничего не остатся, как косвенно обвинять доктора.
"Стоянка далеко", жалуется он.
Доктор спрашивает о стрессе. Спрашивает в лоб. Зачем же отвечать? Сказать: "Да", значит еще раз потерять контроль, потерять защиту. Пациент уклоняется от ответа:
"Будет дождь".
Потом идет еще пара бессмысленных фраз, которые являются борьбой за место главного в этой комнате.
Терапевт задает те вопросы, которые ни в коем случае не станет задавать настоящий психолог: закрытые вопросы, ответ на которыe либо "да", либо "нет.
Но потом терапевт приходит в себя, и наконец уступает место пациенту, и просит рассказать о прошедшей неделе.
Пациент, довольный, что ему наконец позволили использовать свое законное место, начинает свой рассказ.
Настоящий психотерапевт, должен обладать как-минимум тремя видами ушей. Он должен одновремнно уметь слышать фактическую историю, слышать внутренний подтекст этой истории (подсознательный сюжет) и слышать себя - те чувства и ассоциации, которые порождает эта история в нем.
Пациент никогда не выбирает историю "просто так". Выбор темы, очень важный момент в сеансе. За внешней шелухой кроется главное. О какой внутренней истории хочет поведать пациент?
Давайте сосредоточимся на втором уровне.
Пациент рассказывает о своей пациентке (не о маме, не о папе, не о кошке и не о соседке). Возможно, он рассказывает о себе. Ведь он сейчас тоже пациент. Почему он не рассказывает о самом себе прямым текстом? Да потому что он использует защитныe механизмы: отдаление и замещение. Говорить о себе неприятно и порой трудно.
Особенно таким людям, как этот пациент.
Он говорит о бегунье на далекие дистанции. О ее дорогих кросовках. Он рассказывает, как проверял ее ноги.
Вам ничего не напоминает эта общая тема? Посмотрите же на язык тела пациента: он поглаживает свое бедро.
Бег - одна из главный тем этого сеанса.
Пациент еще вернется к ней в самом конце встречи. Вернется потому, что не достаточно чуткий психотерапевт не распознал эту тему в начале. Но на наше счастье, пациенты - существа упертые. И они всегда найдут способ вернуться к тому, что терапевт пропустил мимо ушей. Если, конечно, это ему действительно важно.
Какую же внутреннюю историю рассказывает пациент?
Включаем вторые уши.
Эта история о человеке, потерявшем память, потерявшем себя. Но пациeнт упоминает и то, что кто-то непременно придет на поиски этого человека, и найдет его.
Фантазия? Надежда?
Но доктора Нолана все это не интересует. Ему необходимо узнать, что именно пациент делал в клинике.
Пациент возмущен. И правильно. Ведь он только что смело открыл лаз в свой внутренний мир, но терапевт его проигнорировал. Наверное потому, что он уже придумал себе теорию о том, что делал пациент в клинике. И он, скорее всего прав: пациент пытался спрятаться от своего друга. Все верно, только пациент вовсе не об этом хотел вам поведать. Таким образом, доктор Нолан вносит "марающий" фактор в историю своего пациента.
И тут пациент уходит на кривую стезю, и начинает рассказывать о фактах. О себе в первом лице, о друге и о любовнице. Психотерапевт не спрашивает, что пациент при этом ощущает, но предлагает свои версии (злость, предательство). Кроме того, этот доктор Нолан делает еще одну ошибку. Он зацикливается на фактах, на деталях диагноза.
Он слышит только первыми ушами.
Подобное настоящий психотерапевт не сделал бы никогда.
Пациент сопротивляется этинеуклюжим попыткам отзеркаливания, и снова возращается к тому, что его сействительно заботит: к его пациентке. К самому себе.
Психотерапевты, ,
(Тут надобно предупредить, что мы умышленно избегнем интерпретации одной из двух фантазий пациента имевших место в сеансе. А именно, фантазию об интиме между его другом и бывшей женой.

Это не главная тема, и нам не следует запутывать пациента еще больше).
Далее идет очередная мишура о диагностических фактах, которая не должна нас особо интересовать. И даже доктор Нолан это понимает, и спрашивает: "Нужно ли мне об этом знать?". Но главное пациент оставил на закуску: он сам возьмет свою пациентку на поиски дома, имени и личности.
Когда пациент на сеансе рассказывает свои истории, эти истории следует читать как сны. А нам известно, что все персонажи во сне, тем или иным образом олицетворяют сущность снящего. Все эти персонажи - частицы его личности, более или менее сознательные.
И даже доктор Нолан об этом знает, и понимает, что пацинтка чем-то заинтересовала его пациента. Но доктор Нолан любит бить наотмашь, так, чтоб сразу все было понятно. Только наш пациент не дурак, и защиты свои бережет. А что еще у него осталось? Пациент умен, и теперь использует манипуляцию, которую ему предложил сам терапевт: он уходит о темы, и сваливает все на попытку удрать от друга.
Но тут уже доктор Нолан не верит. Он, наконец, почуял внутреннюю истину.
И тут наш замечательный пациент делает ожидаемое: состыковывает внутреннюю историю с внешней. Он, потихоньку, приближается к самому себе, снимает защиту.
Не верите?
Прошлый "флешбек" закончился тем, что пациент собрался искать дом своей пациентки. А следующийся начался с того, как пациент приходит к себе в старый дом.
Дом.
Дом это символ. Дом может олицетворять эго пациента, то место в душе, где обитает его самость, его "я".
Посмотрите на дом, который рисует рассказ пациента. Все разрушено, стены перекрашены, мебель распродана. А дома живет некий домовой. Полу-сумасшедший, который занимается разрушением этого самого дома. Кто он, это странное существо, партнер по играм, и одновременно тот, кто сопровождает пациента в поисках личности девушки?

Возможно, это теневая сторона пациента. Шут. Трикстер. Тот кто разрушает, и тот, кто помогает воссоздать. Им хорошо вместе.
А может быть этот шут, и есть та потерянная часть пациента, тот надостающий кусок, который весь этот злополучный год находясь в отсутствии, заставлял глаза пациента бледнеть, краски - тускнеть а самого пациента - лишится жизненного огня? Кто он, этот эммигрант без роду, без племени, без семьи, без связей, ищущий приюта в старом доме? Тот, кого пациент принимает, как самого желанного гостя?
Но доктор Нолан снова зацикливается на конкретике.
"Зачем вы его взяли с собой?"
"Чтоб защитить квартиру" .
Осторожней, доктор Нолан, вам же говорят прямым текстом, что это защита. Но доктор Нолан не слушает, и гнет свою линию.
"Почему?"
"Чтоб защитить квартиру", настаивает пациент, и добавляет еще одну защиту: сарказм.
"Дежа вю", говорит он.
Но психотерапевт непреклонен. Ведь у него уже есть теория. Правда, уже другая. Нет, это не замена друга, это попытка от чего-то отвлечься. От чего?
Пациент продолжает рассказывать.
Теперь их уже трое.
Пациент, сумасшедший пуэрториканец и себя не помнящая девушка.
Они выходят из магазина "Daily runner".

Три части одного целого отправились на поиски.
Разве это похоже на попытку отвлечься? Скорее, наоборот. У этой троицы есть определенная цель. Они что-то ищут.
"Что если ничего никогда не будет выглядеть знакомым?", тревожно спрашивает девушка.
"Тогда кто-то появится. Супруг, друг. И расскажет тебе, кто ты на самом деле, и что ты должнa чувствовать", oтвечает пациент.
Доктор Нолан, эта фраза относится непосредственно к вам. Почему вы не вмешиваетесь сейчас, и почему не интерпретируете тему отношений с вами?
Ведь это упрек вам.
Вы не слушаете пациента. Вы навязываете ему свои мысли, свои чувства. При этом ваш пациент преследует явную цель: он ищет то, что потерял. Он ищет свое прошлое, свой дом, свой багаж. После страшного срыва, раскола и разлома, пациент вот уже целый год пытается вернуться к самому себе.
Пациент ищет себя самого.
Перенос.
Пациент говорит о вас, но на самом деле имеет в виду не только вас, но и своих близких. Которые только и делают, что навязывают ему свою точку зрения. Они водят его на караоке, на спид-дейтинг, в рестораны, заставляют просить прощения, вести себя, как положено в обществе. И пациент не сопротивляется, потому что у него временная амнезия. Он забыл, кто он на самом деле. Это не удивительно. Доктор Нолан, вы же сами говорили пять минут назад: "Это не органика, не тайна. Скорее всего, психически-травмирующее событие заставило мозг пациентки выбратьвсе забыть".
Ну да, ваш пациент пережил довольно травмирующее событие год назад, которое унесло почву у него из под ног. И он выбрал. Выбрал забыть себя, и довериться окружающим. У него ничего другого не оставалось.
Ну а дальше все понятно. Пациент иллюстрирует своим рассказом о встрече супругов причину, по которой он к вам пришел.
"Я. Ищу. Себя". В сотый раз повторяет пациент.
Доктору Нолану возьмет еще минут двадцать, чтобы понять, что муж девушки символизирует его самого. И вот это будет настоящим прозрением. Tолчком в этом непродуктивном сеансе.
Синхронизация.
То, что отсутствует между психотерапевтом и пациентом на протяжении всего сеанса.
Между ними линия отчужденности и непонимания.


Пациент на протяжении всего сеанса говорит о поиске самого себя.
Психотерапевт на протяжении почти всего сеанса навязывает пациенту свои интерпретации: o поиске отношений с другими людьми.
Конец первой части )
@темы: 6-ой сезон, заметки мозгоправа, жж, рецензия